День славянской письменности и культуры

День святых Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры ежегодно отмечается 24 мая . Происхождение праздника нераздельно связано с памятью о создателях кириллицы – равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

Кирилл и Мефодий родились в знатной и благочестивой семье, проживавшей в Фессалониках (ныне Салоники). Старший брат Мефодий выбрал военное поприще, служил в зависимом от Византийской империи славянском княжестве, где обучился местному языку. После 10-летней службы, он принял монашество, а затем стал настоятелем монастыря в Вифинии.

Кирилл с раннего возраста интересовался наукой, изучал языки, и общался с выдающимися личностями того времени, такими как византийский летописец Леон Грамматикос и Патриарх Фотий. Закончив учебу, он получил сан иерея, преподавал философию в Константинополе, а позже переехал к Мефодию в монастырь, где много молился и читал.

Поводом для создания новой письменности послужила просьба моравского князя Ростислава направить к нему учителей, чтобы те проповедовали на родном для его подданных языке. Это были времена, когда славянские народы еще только выходили на исторические подмостки и нуждались в убедительных проповедях и народных богослужениях. В 863 г. братья приступают к созданию новой азбуки. Они значительно изменяют греческий алфавит и стараются точнее передать славянские звуки. Используя новую письменность, они переводят книги, тексты из Евангелия, псалтыри, песнопения для литургий. Как только слово Божие зазвучало на славянском языке, сразу же возникла потребность местных священнослужителях, поэтому самых достойных готовили к посвящению в сан. Слушая тексты Священного Писания на родном языке, люди стали принимать христианство, а вместе с ним и письменность. Получив в наследство собственный алфавит, культура и духовность славянских стран испытала небывалый подъем.

Православная церковь глубоко чтит память о братьях. Уже в XI в. день 11 мая (24 мая по григорианскому календарю) объявляется днем памяти святых Кирилла и Мефодия, а позже, когда наступил расцвет науки и просвещения этот день стал праздником Славянской письменности. На Руси обычай вспоминать Кирилла и Мефодия сложился очень давно, но на государственном уровне праздник утвержден только в 1863 году, спустя почти 1000 лет после введения кириллицы. В советские времена о нем вообще забыли, но 24 мая 1986 г. в Мурманске провели несколько мероприятий, посвященных Дню письменности, а уже в следующем году его отметили в Киеве, Минске и Новгороде. В 1991 г Президиум Верховного Совета СССР узаконил праздник, как День славянской письменности и культуры.

Сейчас в России праздник отмечает и церковь и светская общественность. Вместе с памятными богослужениями, шествиями и паломничеством в монастыри, устраиваются выставки, презентации, литературные чтения, конкурсы и праздничные концерты. Этот праздник – повод для радости и гордости за свою национальную культуру, как для верующих, так и убежденных атеистов во многих странах.

Источник: kakoj-segodnja-prazdnik.com

В России отмечается День славянской письменности

Сегодня в России отмечается День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Аналогичные праздники есть и в других славянских государствах.

История торжества уходит корнями в IX век: именно тогда в стенах монастыря был создан первый славянский алфавит – глаголица. Стимулом для его создания стала в первую очередь миссионерская деятельность и проповедование христианства. Кирилл и Мефодий создали универсальный и доступный письменный язык, перевели на него основополагающие церковные труды и открыли, таким образом, христианству дорогу на восток. Более того, создание славянского алфавита в дальнейшем дало мощный импульс распространению грамотности и развитию славянской культуры в целом. О том, как зарождался славянский алфавит и какие сведения об этом сохранились в письменных источниках, – в материале Марины Крутовой, главного палеографа Отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

Сведения о жизни святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян – находим в различных произведениях древнерусской литературы, прежде всего в житиях этих святых. Наиболее известна пространная редакция жития св. равноап. Кирилла (Константина) Философа. Оно содержит ценные сведения о жизни и деятельности создателя славянской азбуки. Большинство исследователей считает, что это житие было написано в Великой Моравии между 869-м и 882 годом.

По данным известного болгарского исследователя Христо Трендафилова, автора статьи в «Словаре книжников и книжности Древней Руси», известно 48 полных сохранившихся списков жития св. Кирилла. Но не менее ценны и фрагменты списков житий. Среди них – и небольшой фрагмент жития св. Кирилла в пергаменном сборнике XIV в. среднеболгарского извода (Ф. 236. № 93. Л. 18–18 об.).

Фрагмент жития св. Кирилла в пергаменном сборнике XIV в. среднеболгарского извода (Ф. 236. № 93. Л. 18–18 об.)

Одним из древнейших и исправных списков является хранящийся в собрании Московской духовной академии Отдела рукописей РГБ список пространной редакции жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368). Текст его написан полууставом. Рукопись украшена вязью, малыми киноварными инициалами, балканским орнаментом. В указанном списке данное сочинение помещено после «Книги 16 пророков», оно имеет заглавие «Житие и жизнь и подвизи иже во святых отца нашего Константина Философа, первого наставника и учителя словеньску языку».

Редакция жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368)

В Отделе рукописей РГБ находится ещё один список пространной редакции жития первой четверти XVI в. (Ф. 212. № 9). Имя автора жития не указано в произведении, и исследователи высказывают разные предположения о возможном авторе. Одни считают автором жития св. равноап. Мефодия, другие – его учеников, прежде всего свв. равноапп. Климента и Наума Охридских.

Фонд 212. № 9. Минея-четья (октябрь). Перв. пол. XVI в. 245 л. Полуустав двух почерков. Без начала и конца. Житие св. равноап. Константина (Кирилла) Философа. Л. 123–125

Считается, что житие свт. Мефодия создано в кон. IX – нач. X в., поскольку оно упоминается в «Повести временных лет» под 898 годом. Также упоминается оно в житиях свв. Наума и Климента Охридских. Автор его неизвестен, но по предположениям разных учёных им могли быть Климент Охридский, или Горазд, или епископ Константин Преславский. Житие Мефодия сохранилось в шестнадцати списках, древнейший из которых дошёл до нашего времени в составе знаменитого Успенского сборника (XII–XIII вв.). В Отделе рукописей РГБ хранится краткое проложное житие свт. равноап. Мефодия в списке XV в. под названием «Память святителю Мефодию Моравскому» (Ф. 87. № 24.4. Л. 32–33). В этом списке более подробно рассказывается о моравском периоде жизни и деятельности святителя, а о византийском сказано довольно кратко. Вероятно, этот список был приобретен В.И.Григоровичем в одной из южнославянских стран, на что указывают не только особенности его письма – южнорусский полуустав, но и сам факт нахождения в собрании этого известного собирателя рукописей.

Читайте также:  Поздравление с МеждунаПраздники мужским днем

Краткое проложное житие свт. равноап. Мефодия в списке XV в. под названием «Память святителю Мефодию Моравскому» (Ф. 87. № 24.4. Л. 32–33)

Очень редким и интересным для изучения истории текста представляется ещё один уникальный список XIX в. жития святых Кирилла и Мефодия, составленный для болландистов, вероятно, русским членом ордена иезуитов археологом Иваном Михайловичем Мартыновым. О нём известно, что он успешно окончил Санкт-Петербургский императорский университет и отправился путешествовать за границу, где принял католичество и продолжил своё образование. Мартынов остался жить во Франции, основал в Париже Кирилло-Мефодиевское общество и в 1860-е гг. издавал «Кирилло-мефодиевский сборник». Он является возможным составителем рассматриваемого сборника из Отдела рукописей РГБ, хранящегося в собрании графа Н.П.Румянцева (Ф. 256. № 151. Л. 29–34).

Об обстоятельствах и причинах создания славянской азбуки святыми равноапостольными братьями читаем и в сочинении «О письменах» черноризца Храбра начала X в.: «Прежде убо словене не имеаху письмен, но чертами и резами гадааху, погани сущи. Крестивше же ся римсками и греческыми письмены, нуждаахуся писати словенску речь без устроения. Ну како можется писати добре греческами письмены Бог, или живот, или зело. Аще ли вопросиши словенскыя букваря, глаголя: кто письмена сотворил есть, или кто книгы преложил? Вси ведят и отвещав речеть: святый Константин философ, нарицаемый Кирил, тот письмена створи и книгы преложи, и Мефодии, брат его… А лето же от создания всего мира 6363… Так разум, братие, Бог есть дал словеном…». Это сочинение сохранилось в нескольких списках РГБ (Ф. 379. № 15, сер. XVII в.; Ф.247. № 21, посл. треть XVII в.).

Перу свт. Климента Охридского принадлежат «Похвала блаженному отцу нашему и учителю словеньскому Кириллу Философу» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», в которых он говорит о том, что святой равноапостольный Кирилл «просветил бесчисленные народы, во тьме неведения лежащие». «Слово похвально Кириллу Философу и Мефодию Моравскому» – сочинение свт. Климента Словенского – находим в составе старообрядческого сборника середины XIX в. (Ф.212. № 61. Л. 206–216).

Как видим, все рукописные произведения, хранящиеся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в которых рассказывается о создании славянской азбуки святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, свидетельствуют не только об обстоятельствах, связанных с возникновением и начальным развитием славянской письменности, но и о высокой оценке деятельности великих просветителей славян составителями разных произведений.

Крутова Марина Семеновна,

доктор филологических наук,

главный палеограф Отдела рукописей

Российской государственной библиотеки

Источник: historyrussia.org

24 мая – День славянской письменности и культуры

Города и сёла оделись зеленью, точно приготовились к важному для всех нас празднику – Дню славянской письменности и культуры, ежегодно отмечаемому 24 мая во всех славянских странах в знак благодарности и почитания двух братьев – Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности.

Изначально праздник, существовавший в Болгарии ещё в X-XI веках, отмечался только церковью. В России он тоже был церковным праздником. Церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых, и 18 мая 1863 года Святейший Синод принял указ о провозглашении 24 мая по новому стилю Церковным праздником Салунских братьев.

На государственном уровне впервые официально День славянской письменности и культуры был торжественно отпразднован в Российской империи в 1863 году, в честь 1000-летия создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием.

К сожалению, во время советской власти День славянской письменности был отменен как праздник, объединяющих всех славян, и не отмечался многие десятилетия. И лишь в 1986 году праздник возродили.
И в Союзе впервые День славянской письменности и культуры был отпразднован в 1986 году в городе Мурманске, а затем в Вологде, Новгороде, Киеве и Минске. С 1987 года праздник уже получил широкое распространение в обществе, за ним закрепилось название «День славянской письменности и культуры». 30 января 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР день 24 мая был объявлен Праздником славянской письменности и культуры. А в 1992 году в Москве на Славянской площади был торжественно открыт памятник святым Кириллу и Мефодию. Создатель памятника – скульптор В.М. Клыков.

В наше время День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно-церковным праздником. Церковь 24 мая чествует память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Сначала были созданы две азбуки — глаголица и кириллица.

Теперь о самих великих учителях. Известно, что братья были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Среди сохранившихся до наших дней древнейших памятников славянской письменности сохранились также и жизнеописания создателей славянской грамоты – святых Кирилла и Мефодия. Наибольший интерес представляют «Житие Константина Философа», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию».

Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы знаем, что Кирилл и Мефодий – греки, братья, родились в семье византийского военачальника в македонском городе Солунь (Фессалоники). Теперь этот город принадлежит современной Греции и находится на берегу Эгейского моря. Кроме Кирилла и Мефодия в семье было ещё пять братьев. Мефодий был самым старшим из семи братьев, а Константин самым младшим. Мефодий предположительно родился около 815 года. Его светское имя, увы, неизвестно. По предположению многих исследователей мать братьев была славянской, и именно по этой причине братья владели с детства славянским языком так же хорошо, как греческим. Скорее всего это был один из диалектов древнеболгарского языка. Кирилл родился около 827 года. И до пострижения в монашество носил светское имя Константин. Кириллом же он стал почти перед самой кончиной.

Оба брата получили прекрасное образование и хорошее воспитание. Мефодий сначала пошёл по стопам отца и решил сделать военную карьеру, но потом около 852 года принял монашеский постриг, а позже стал игуменом монастыря Полихрон на вифинском Олимпе (Малая Азия). Кирилл же, с рождения одарённый филологическими способностями, с юных лет тяготел к наукам. Уже в солунской школе в возрасте 14 лет он читал книги одного из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Затем Константин получил образование в Константинополе у крупнейших учёных своего времени, таких как Лев Грамматик и Фотий (будущий патриарх), изучая античную литературу, философию, математику, астрономию, риторику и музыку. Закончив обучение, Кирилл принял сан священника и стал трудиться библиотекарем в соборе Святой Софии в Константинополе.

Ни карьера, ни богатство, ни брак с красавицей не прельщали юношу, носившего тогда ещё имя Константин. Любимыми его занятиями были размышления и молитвы. Но Константин оказался очень востребованным человеком, в 851-52 годах ему пришлось отправиться ко двору арабского халифа Муттавакиля в составе посольства асикрета Георгия, где будущий просветитель вёл богословские споры с мусульманскими учёными. Вернувшись в Константинополь, Константин отправился к брату в монастырь. Но вскоре после возвращения оба брата – и Кирилл, и Мефодий – по просьбе моравского князя Ростислава (Растицы), были посланы византийским императором в Великую Моравию (863-866 годы).

Из «Повести временных лет» мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с просьбой прислать учителя, «который бы наставил и поучил, и объяснил святые книги». Далее сообщается: «…послал им Константина Философа, нареченного Кириллом, мужа праведного и истинного. И сотворил он им букв 38 — одни по образцу греческих букв, другие же по славянской речи. С первой же начал по-гречески: они ведь с «альфы», он — с «аз»…».

Братья перевели Апостол, Евангелие, Псалтирь, Октоих и другие церковные книги. Но в те времена Великая Моравия была подчинена епископству Пассау в Баварии, и деятельность братьев просветителей натолкнулась на яростное сопротивление немецкого духовенства, которое выступало категорически против славянского письма и славянской литургии, настаивая, чтобы литургия совершалась только на латинском языке. Несмотря на то, что Кирилл и Мефодий подготовили учеников, никому из них в таких условиях не удавалось стать священниками, и братья покинули Моравию вместе с 867 учениками, отправившись в Венецию, надеясь в Византии в Константинополе посвятить своих учеников.

Получив приглашение от римского папы из Венеции в 868 году, Константин и Мефодий отправились в Рим. В Риме папа Адриан II освятил славянские книги, и ученики Константина и Мефодия стали священниками и дьяконами. И тут случилось несчастье: ещё совсем не старый Константин, которому было всего-навсего 42 года, тяжело заболел и умер в Риме 14 февраля 869 года. Перед смертью Кирилл сказал брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Похоронили великого славянского учителя в базилике Святого Климента. Мефодий пережил брата на 16 лет и выполнил его наказ. В конце того же 869 года Мефодий был поставлен архиепископом Паннонии (Великая Моравия). Однако в 870 году Великая Моравия была оккупирована войсками восточнофранкского королевства, и Мефодия арестовали и сослали в один из монастырей в Швабии. Лишь восстание народа Моравии и вмешательство папы Иоанна VIII помогли в 873 новому моравскому князю Святополку добиться освобождения Мефодия. Но Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать литургию на славянском языке. Тогда Мефодий в 880 году отправился в Рим, где ему удалось добиться отмены дискриминационного запрета.

Умер Мефодий 8 апреля 885, местонахождение его могилы неизвестно. Преемником он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян. Но ученики Мефодия, защищавшие после его смерти славянскую литургию, были изгнаны из Моравии и обосновались в Болгарии. Именно в этой стране и был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для того чтобы передать фонетические особенности славянского языка, алфавит был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Данный алфавит, распространившись у восточных и южных славян, получил впоследствии название «кириллицы» – в честь Кирилла (Константина).

Хотя некоторые учёные высказывают сомнения в правильности присвоения алфавиту имени, ссылаясь на то, что в «Житии Мефодия» есть такая фраза: «Кирилл же уговорил брата своего идти с ним, потому что тот знал славянский язык». Кроме того, сохранились свидетельства, что сочинения Константина с греческого на славянский переводил Мефодий, поэтому возможно, что именно старший из братьев стал создателем нового алфавита. Однако твёрдых доказательств этому пока нет.

С принятием христианства, Древняя Русь перешла на славянскую азбуку, пригласив из Болгарии учителей – продолжателей дела Кирилла и Мефодия. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах были созданы школы для обучения славянской грамоте.

На сегодняшний день в мире существует примерно 60 народов, письменность которых основывалась на кириллице. И огромное спасибо двум великим братьям за то, что они оставили нам наследие, которое по-прежнему объединят славянский мир.

Великий день Кирилловой кончины —
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?
Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощался с братом и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим.
Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.
И в свой черед, как он, не довершив труда;
И мы с нее сойдем и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не изменяй себе, великая Россия!”
Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам.

Источник: www.myjane.ru

День славянской письменности и культуры

Ежегодно 24 мая не только Россия, но и весь славянский мир отмечает праздник — День славянской письменности и культуры. В этот же день верующие празднуют День равноапостольных святых Кирилла и Мефодия. Считается, что они внесли огромный вклад в становление и развитие не только письменности, но и культурно-духовных ценностей на территории Руси и стран Восточной Европы.

История празднования

Кирилл и Мефодий были канонизированы Православной Церковью и праздник в церковном его понимании берёт своё начало в XIX веке. Раньше других народов этот день стали праздновать в Болгарии (в 1851 году). Болгары очень почитают святых, это официальный национальный праздник. Существует школьный «гимн св. Кирилла и Мефодия», у здания национальной библиотеки стоит памятник.

Памятник в Болгарии

В России Святейший Синод в 1863 году постановил ежегодно чествовать этих святых каждый год 11 мая (по старому стилю). При советской власти традиция возобновилась в 1986 году. Инициатором была группа энтузиастов, деятелей культуры г. Мурманска во главе с писателем В.Масловым. Первый раз праздновали в Мурманске, в 1986 году, тогда назвали просто — «Праздник письменности».

В 1991 году Верховный Совет РСФСР издал указ о ежегодном праздновании «Дня славянской письменности и культуры». Каждый год выбиралась столица для его проведения. В последующие годы торжества организовывали в Вологде, Великом Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, Владимире, Белгороде, Костроме, Орле, Ярославле, Пскове, Рязани, Калуге, Новосибирске, Воронеже, Самаре, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Ханты-Мансийске, Коломне, Твери, Саратове. С 2010 года мероприятия, связанные с Днём славянской письменности и культуры, проводятся в Москве.

Памятник в Москве

Традиционные мероприятия

В рамках празднования дней славянской культуры и письменности проводятся различные фестивали, книжные ярмарки, выставки, научные форумы и лекции, концерты и поэтические вечера.

Традиционно проходит форум «Славянский мир. Общность и многообразие», проводится награждение Международной премией равноапостольных святых Кирилла и Мефодия

Кирилл и Мефодий

Братья Кирилл (в миру носил имя Константин) и Мефодий (Михаил) родились в Византии, в Салониках (Фессалоники) в IX веке. В городе разговаривали на двух языках — греческом и славянском диалекте, поэтому братья свободно общались на обоих.

Изображение на иконе св. Кирилла и Мефодия

Братья получили хорошее образование. Мефодий изначально сделал карьеру как военачальник, дошёл до поста стратига (главнокомандующего войском), но затем ушёл в монахи. Кирилл же сразу пошёл по учёной стезе. Согласно его жизнеописанию, он обучался в Константинополе, вместе с императором. Его наставниками были лучшие учёные умы того времени. После окончания обучения Кирилл (тогда ещё Константин) пошёл по пути богослужения, он поступил на службу в качестве «чтеца Патриарха» Фотия (фактически секретаря). Но в какой-то момент он неожиданно оставил свою службу и ушёл в монастырь. Спустя полгода в монастыре его нашли посланники патриарха и упросили вернуться в Константинополь. В столице он начал преподавать философию в университете (с того времени его стали называть «Константин-философ»).

Рождение славянской азбуки

В 856 году Константин отправился в монастырь, где настоятелем служил его старший брат Мефодий. С Константином пошли три его ученика — Ангеларий, Наум и Климент. В монастыре среди этой группы людей зародилась идея о создании новой азбуки — славянской.

В 862 году в Константинополь прибыли послы из Моравского княжества (это старославянское государство на территории Восточной Европы) с просьбой направить к ним наставника и епископа. Император призвал Кирилла и обратился к нему с просьбой отправиться в Моравию. Кирилл согласился и отбыл туда вместе с братом и учениками. Там единомышленники и создали первую славянскую азбуку. Были переведены на болгарский язык и записаны основные церковные книги.

Первая славянская азбука называлась «глаголица». Она включала в себя 38 букв. Кириллицу же создали не Кирилл с Мефодием, а их ученик Климент Охридский.

Однако, ряд исследователей подвергает сомнению авторство Кирилла и Мефодия в отношении славянских алфавитов.

Сомнения в авторстве

О том, что современный русский алфавит придумали греческие святители, знают даже школьники. Твердо устоялось мнение об отсутствии письменности у древних славян, до прихода в Великую Моравию монахов Кирилла, в миру Константина, и Мефодия. Основным источником информации об изобретении письменности считается христианское описание жизни братьев. И никто не обращает внимания на то, что проповедовали они Слово Божье, а не навязывали греческую письменность южно-западным славянам.

О противоречиях в житиях святых

Жили равноапостольные братья в 9 веке. Примерно в 860 г. Константин был направлен византийским императором в Хазарию для разъяснения «истинной веры». Вместе с ним отправился Мефодий. Успех миссии вызывает сомнения у историков, но вероучение утверждает, что иудеи, правившие каганатом, просветились. Правда, по мнению Л. Гумилева, продолжали исповедовать иудаизм вплоть до падения государства от рук руссов-язычников.

Спустя два года братья отправились в Моравию. Перед отправкой они помолились, и им «открылась славянская азбука». В течение 40 месяцев они проповедовали среди славян на их языке. Как следует из священных текстов, они не придумывали азбуку. Под «открытием» подразумевается изучение славянского языка. Ранее, для хазарской миссии, братья изучали арамейский язык, используемый на Ближнем Востоке евреями и арабами. Но никто не утверждает, что именно они изобрели еврейский алфавит.

Относительно глаголического и кириллического алфавитов бытует противоположное мнение. До византийских святителей письменности у славян не было. Поэтому неофициальный патент на ее изобретение остается за греками. Да и с христианским вероучением в Киеве уже были знакомы. Киевские князья Дир и Аскольд, будучи современниками Мефодия и Константина, исповедовали православие.

Загадочная глаголица

В основу кириллицы лег греческий алфавит, родоначальником которого считается финикийская письменность. Если взглянуть на сравнительную таблицу двух языков, видно, что греки не прикладывали максимум фантазии для изменения букв финикийского письма. Они переворачивали буквы на 90-180 градусов, чуть изменяя их наименования. Так родилась греческая письменность, состоящая из 24 букв. Для более богатой древней славянской речи Кириллу пришлось бы додумать еще 20 букв. Можно предположить, что он их придумал. Но можно выдвинуть версию, что кириллическое письмо вошло в обиход славян в силу торговых и дипломатических отношений с Византией.

Глаголицу также считают изобретением Кирилла. Но буквы глаголического письма кардинально отличаются от греческого. Они абсолютно уникальные. Глаголица содержит 40 знаков, не похожих ни на один из языков Древнего мира. Среди славян была широко распространена в 11-13 веках. Более ранние письменные источники не сохранились. Но это не означает, что глаголица не существовала в более ранние периоды, до кирилло-мефодиевской эпохи. Предположив, что глаголическую письменность изобрел Кирилл, возникает резонный вопрос: для чего? Зачем придумав один, изобретать второй, более сложный, алфавит? Ответ прост: не изобретал.

Глаголица – исконно славянская азбука, с древнерусским наименованием букв: Аз, буки, веди, глаголи, добро, есть…

Источник: vsegoda.com

Добавить комментарий

Adblock
detector
24 мая 2010, 8:00